В течение последних двух десятилетий в России наблюдался необычайный подъем всей полиграфической отрасли в целом. Связано это, в первую очередь, с приходом новых экономических отношений, который заставляет конкурирующие компании применять все известные методы воздействия на потенциальную аудиторию, а также с бурным развитием цифровых технологий и печатного оборудования. Также большим стимулом являлся очень большой спрос на всю полиграфическую продукцию, особенно востребованными оказались рекламная, деловая и оперативная полиграфия. Благодаря этому постоянно появляются новые фирмы и компании, оказывающие подобные услуги.
Однако, несмотря на эти, казалось бы чрезвычайно благоприятные факторы ситуация в современной полиграфической отрасли складывается не самым лучшим образом. В первую очередь на положении дел в отрасли сказался фактор государственного регулирования – стали вводиться высокие таможенные пошлины на мелованную бумагу импортного производства, от которой очень сильно зависит вся отрасль, так как в России пока что ее производство не находится на должном уровне. А ведь подавляющее большинство рекламной продукции – журналы, буклеты и проспекты печатаются именно на такой бумаге.
Раньше типографии Москвы и других городов оплачивали таможенные сборы на импортную мелованную бумагу в виде налога 15% и 18% НДС. Но с недавнего времени ситуация изменилась и теперь заказчикам становится дешевле печатать полиграфию в зарубежных типографиях, что существенно снижает прибыли и авторитет российских типографий. Из нынешнего положения дел аналитики видят только два пути выхода:
- Снижать государственные пошлины на ввоз импортного сырья.
- Требовать поддержки и финансирования государством отечественного производителя высококачественной мелованной бумаги.
Также на снижении темпов роста отечественной полиграфии серьезно сказывается общее социально-экономическое положение дел в стране – на фоне общего упадка российская полиграфия переживает не лучшие времена снижения уровня заказов. Ведь современная полиграфия в первую очередь обеспечивает потребности общества – газеты и журналы, книги и учебники – именно общество буквально обеспечивает заказами всю полиграфическую отрасль.
Не только снижение уровня востребованности со стороны общества подрывает положение дел у печатников – бизнес тоже далеко не всегда может обеспечить заказами типографии, так как на общем уровне выросли и цены на услуги типографий. Далеко не каждая компания может позволить себе заказ рекламной полиграфии должного качества и тиража. Наблюдается также снижение уровня заказов на дорогостоящую рекламную продукцию – например печать каталогов. Теперь основную массу заказов типографий составляют дешевые листовки и флаеры.
Остается надеяться, что дальнейшее улучшение дел в российской полиграфии наступит в скором времени вместе с общим восстановлением экономики страны.